Что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
молодежи в их «взрослой» жизни.

 

Функ​циональная грамотность 


 это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных

ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость»,

способность решать задачи за пределами

парты, грамотно строить

свою жизнь и не теряться в ней.​​

Составляющие функциональной грамотности:

1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

- вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

 

Мониторинг оценки качества образования в школе PISA

 

PISA — пожалуй, самый весомый и уважаемый мониторинг оценки качества образования в школе, проводимый Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD).

 

Мониторинг оценки качества образования в школе PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment) организуется и проводится ОЭСР с 2000 года. Результаты публикуются раз в три года. Первый мониторинг качества образования в разных странах мира был проведен в 2000 году (PISA 2000), тогда участие в нем приняли 32 государства, в 2003 году их было уже 43 (PISA 2003), в 2006 (PISA 2006) – 57, в 2009 и 2012 годах — уже 65 стран (PISA 2009 и PISA 2012), а в 2015 году — уже 72 (PISA 2015). Это не может не свидетельствовать о росте значения оценки PISA для национальных образовательных систем. Россия участвует в данном исследовании в 2024 году.

Материалы по функциональной грамотности

Марафон функциональной грамотности. Разбор заданий. (23.09.2021 Академия Минпросвещения России) https://www.youtube.com/watch?v=4I_2WJ_8Vq4

Национальные и международные исследования качества

Функциональная грамотность. Готовимся к PISA 2022

Читательская грамотность (http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php )
Естественно-научная грамотность (http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/estestvennonauchnaya-gramotnost.php )
Математическая грамотность (http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/matematicheskaya-gramotnost.php )
Финансовая грамотность (http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/finansovaya-gramotnost.php )

Глобальные компетенции (http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/globalnye-kompetentsii.php )

Креативное мышление (http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/kreativnoe-myshlenie.php )

Раздел ОГЭ ФИПИ (http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj=0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8 )

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Методическое пособие для педагогов

Библиографический список статей по формированию функциональной грамотности (http://skiv.instrao.ru/content/board1/kratkaya-informatsiya/razrabotchiki/publikatsii/)

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ (http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ )

Формирование и оценка функциональной грамотности школьников. Анализ результатов и их использование в учебном процессе

Документы по функциональной грамотности

1_Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219

2_Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке

3_ Письмо Министерства просвещения 03-1510_ot_14.09.2021

4_Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526

5_ФГ приказ Министерства от 21.12. 2021

1. Приказ МБОУ "Платинская ООШ" об организации работы по формированию функциональной грамотности.

2. План мероприятий, направленных на формированию и оценку функциональной грамотности обучающихся 

3. ДИАГНОСТИКА МЕТПРАДЕМТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

4.План работы по формированию межпредметных связей 

Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности

 

 
 
 
 
Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»

22.12.2022 Обновление и пополнение открытого банка заданий для формирования функциональной грамотности
Уважаемые коллеги, в рамках государственного задания 2022 года по теме «Обновление и пополнение открытого банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся на цифровой платформе» командой разработчиков под руководством Ковалевой Г.С.  в соответствие ФГОС ОО созданы учебно-методические материалы.Разработанные материалы открываются на портале ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» и на портале Российской электронной школы.Предлагаемые материалы содержат диагностические работы для внутришкольного мониторинга, комплексные задания, включающие новые модели (интерактивные и интегрированные задания), и методические рекомендации по использованию открытого банка заданий в учебном процессе, внеурочной деятельности и внутришкольном мониторинге  .

27.10.2022 Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» одобренная ФУМО

Уважаемые коллеги!  Ранее мы предлагали для обсуждения программу курса внеурочной деятельности (основное общее образование), созданную командой разработчиков под руководством Ковалевой Г.С. Благодарим вас за ваши отклики и предложения.      

Предлагаем вам Программу курса внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» (основное общее образование)ОДОБРЕННУЮ РЕШЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ОБЩЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ (протокол 7/22 от 29.09. 2022г.)

12.09.2022 Продолжаем публикацию методических материалов по курсу внеурочной деятельности

Продолжаем  публикацию методических материалов по курсу внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» (основное общее образование).

Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации по направлениям  читательская грамотность  и глобальные компетенции для 5 класса . Уважаемые коллеги, просим вас обратить внимание, на формат цитирования данных материалов.

11.09.2022 Начинаем публикацию методических материалов по курсу внеурочной деятельности

Начинаем публикацию методических материалов в разделе рабочие материалы по курсу внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» (основное общее образование).

Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации по направлению  математическая грамотность для 5 классаУважаемые коллеги, просим вас обратить внимание, на формат цитирования данного материала.

30.08.2022 Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни»

Уважаемые коллеги! Предлагаем для обсуждения Программу курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни»  (основное общее образование), созданную командой разработчиков  под руководством Ковалевой Г.С.  

Разработанная нами программа предлагает системное предъявление содержания, основанного на различных направлениях функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, глобальной компетентности и креативному мышлению).

Просим направлять Ваши комментарии, вопросы  и предложения на адрес Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. с пометкой в теме письма «Программа внеурочки» Подробнее

ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности

Интенсив ЯУчитель 3.0

Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)

Тест «Цифровые компетенции педагога» 

Методические материалы по функциональной грамотности