Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
молодежи в их «взрослой» жизни.
Функциональная грамотность
—
это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных
ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость»,
способность решать задачи за пределами
парты, грамотно строить
свою жизнь и не теряться в ней.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Мониторинг оценки качества образования в школе PISA
PISA — пожалуй, самый весомый и уважаемый мониторинг оценки качества образования в школе, проводимый Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD).
Мониторинг оценки качества образования в школе PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment) организуется и проводится ОЭСР с 2000 года. Результаты публикуются раз в три года. Первый мониторинг качества образования в разных странах мира был проведен в 2000 году (PISA 2000), тогда участие в нем приняли 32 государства, в 2003 году их было уже 43 (PISA 2003), в 2006 (PISA 2006) – 57, в 2009 и 2012 годах — уже 65 стран (PISA 2009 и PISA 2012), а в 2015 году — уже 72 (PISA 2015). Это не может не свидетельствовать о росте значения оценки PISA для национальных образовательных систем. Россия участвует в данном исследовании в 2024 году.
Материалы по функциональной грамотности
Марафон функциональной грамотности. Разбор заданий. (23.09.2021 Академия Минпросвещения России) https://www.youtube.com/watch?v=4I_2WJ_8Vq4
Национальные и международные исследования качества
Функциональная грамотность. Готовимся к PISA 2022
Читательская грамотность (http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php )
Естественно-научная грамотность (http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/estestvennonauchnaya-gramotnost.php )
Математическая грамотность (http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/matematicheskaya-gramotnost.php )
Финансовая грамотность (http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/finansovaya-gramotnost.php )
Глобальные компетенции (http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/globalnye-kompetentsii.php )
Креативное мышление (http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/kreativnoe-myshlenie.php )
Раздел ОГЭ ФИПИ (http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj=0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8 )
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Методическое пособие для педагогов
Библиографический список статей по формированию функциональной грамотности (http://skiv.instrao.ru/content/board1/kratkaya-informatsiya/razrabotchiki/publikatsii/)
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ (http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ )
Документы по функциональной грамотности
1_Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219
2_Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке
3_ Письмо Министерства просвещения 03-1510_ot_14.09.2021
4_Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526
5_ФГ приказ Министерства от 21.12. 2021
1. Приказ МБОУ "Платинская ООШ" об организации работы по формированию функциональной грамотности.
2. План мероприятий, направленных на формированию и оценку функциональной грамотности обучающихся
3. ДИАГНОСТИКА МЕТПРАДЕМТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
4.План работы по формированию межпредметных связей
Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности
22.12.2022 Обновление и пополнение открытого банка заданий для формирования функциональной грамотности
Уважаемые коллеги, в рамках государственного задания 2022 года по теме «Обновление и пополнение открытого банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся на цифровой платформе» командой разработчиков под руководством Ковалевой Г.С. в соответствие ФГОС ОО созданы учебно-методические материалы.Разработанные материалы открываются на портале ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» и на портале Российской электронной школы.Предлагаемые материалы содержат диагностические работы для внутришкольного мониторинга, комплексные задания, включающие новые модели (интерактивные и интегрированные задания), и методические рекомендации по использованию открытого банка заданий в учебном процессе, внеурочной деятельности и внутришкольном мониторинге .
Уважаемые коллеги! Ранее мы предлагали для обсуждения программу курса внеурочной деятельности (основное общее образование), созданную командой разработчиков под руководством Ковалевой Г.С. Благодарим вас за ваши отклики и предложения.
12.09.2022 Продолжаем публикацию методических материалов по курсу внеурочной деятельности
Продолжаем публикацию методических материалов по курсу внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» (основное общее образование).
Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации по направлениям читательская грамотность и глобальные компетенции для 5 класса . Уважаемые коллеги, просим вас обратить внимание, на формат цитирования данных материалов.11.09.2022 Начинаем публикацию методических материалов по курсу внеурочной деятельности
Начинаем публикацию методических материалов в разделе рабочие материалы по курсу внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» (основное общее образование).
Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации по направлению математическая грамотность для 5 класса. Уважаемые коллеги, просим вас обратить внимание, на формат цитирования данного материала.30.08.2022 Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни»
Уважаемые коллеги! Предлагаем для обсуждения Программу курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» (основное общее образование), созданную командой разработчиков под руководством Ковалевой Г.С.
Разработанная нами программа предлагает системное предъявление содержания, основанного на различных направлениях функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, глобальной компетентности и креативному мышлению).
Просим направлять Ваши комментарии, вопросы и предложения на адрес Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. с пометкой в теме письма «Программа внеурочки» Подробнее…ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности
Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)
-
https://fg.resh.edu.ru
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
- Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
- Читательская грамотность:http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
- Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
- Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
- Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
- Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
- Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
- Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ:https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction.
- Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
- Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»
- Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы: https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/1043/.